Обязательным условием качественной и надежной работы двигателя является проведение разового ТО после обкатки через 50 часов работы. Производится замена масляного фильтра и масла.
Следует помнить о том, что в период обкатки дизеля недопустимо подключать нагрузку более 40% от номинальной мощности генератора. Нагрузку на генератор следует постепенно увеличивать до номинальной по мере прохождения обкатки дизеля (не менее чем через 50 часов). Техническое обслуживание № 1 — через каждые 125 часов работы. Производится замена всех фильтр элементов. Техническое обслуживание № 2 — через каждые 500 часов работы. Производится замена всех фильтр элементов.
Техническое обслуживание дизель-генераторов (электростанций, ДГУ) в зависимости от периодичности проведения, можно разделить на следующиевиды:
ЕТО (ежемесячное). Выполняется ежемесячно (12 раз в год).
ЕКТО (ежеквартальное. Выполняется ежеквартально (4 раза в год).
ТО-1 (полугодовое). Выполняется один раз в 6 месяцев.
ТО-2 (годовое). Выполняется один раз в год (при использовании ДГУ как резервный источник питания), либо каждые 250-500 моточасов (при использовании ДГУ как основной источник питания, либо иной интервал, рекомендованный производителем), в зависимости что наступит ранее.
ТО-3 (двухгодовое). Выполняется один раз в два года (при использовании ДГУ как резервный источник питания), либо каждые 600-800 моточасов (при использовании ДГУ как основной источник питания, либо иной интервал, рекомендованный производителем), в зависимости что наступит ранее.
Далее рассмотрим отличия видов технического обслуживания электростанций (ДГУ).
- Ежемесячное техническое обслуживание (ЕТО) электростанций, (ДГУ).
Выполняется ежемесячно.
Перечень услуг при ежемесячном техническом обслуживании (ЕТО) дизель-генераторов :
- Проверка уровня масла в картере двигателя, при необходимости долив до нормы
- Проверка нагревателя охлаждающей жидкости и его термостата
- Проверка количества охлаждающей жидкости- при необходимости доливка до нормы
- Проверка уровня топлива в топливном баке
- Слив отстоя из корпуса топливного фильтра-отстойника, деаэрация топливной системы
- Проверка состояния электропроводки, очистка от окислов клемм и разъёмов электрооборудования двигателя
- Проверка состояния и работы стартера, внешнего зарядного устройства и зарядного генератора
- Проверка уровня электролита в АКБ, при необходимости долив дистиллированной воды до нормы (для обслуживаемых батарей)
- Проверка плотности электролита АКБ (для обслуживаемых батарей)
- Проверка уровня заряда АКБ (для необслуживаемых батарей)
- Очистка корпуса АКБ и их борнов (клемм), нейтрализация электролита (при необходимости)
- Проверка на утечку охлаждающей жидкости и моторного масла (при необходимости долив до нормы)
- Проверка функционирования отопления помещения ДГУ, освещения, вентиляции, приводов воздушных клапанов (при наличии)
- Проверка технического состояния и функционирования блока управления (при необходимости)
- Проверка электрических цепей силового генератора
- Проверка состояния электрических соединений заземления ДГУ (при необходимости)
- Контрольный запуск ДГУ в тестовом режиме на 10-15 минут. Контроль работоспособности блока управления ДГУ
Контроль ведения эксплуатационного журнала ДГУ, времени наработки ДГУ, расхода топлива. Запись в эксплуатационном журнале ДГУ о проведении технического обслуживания.
- Ежеквартальное техническое обслуживание (ЕКТО)электростанций,(ДГУ).
Выполняется ежеквартально (4 раза в год).
Перечень услуг при ежеквартальном техническом обслуживании (ЕКТО) электростанций, (ДГУ):
- Проверка уровня масла в картере двигателя, при необходимости долив до нормы или замена
- Проверка нагревателя охлаждающей жидкости и его термостата
- Проверка количества охлаждающей жидкости- при необходимости доливка до нормы
- Проверка плотности охлаждающей жидкости, работоспособности термостата и парового клапана двигателя
- Визуальный осмотр воздушного фильтра, очистка корпуса и продувка фильтрующего элемента (при необходимости)
- Проверка уровня топлива в топливном баке
- Слив отстоя из корпуса топливного фильтра-отстойника, деаэрация топливной системы
- Проверка состояния электропроводки, очистка от окислов клемм и разъёмов электрооборудования двигателя
- Проверка состояния и работы стартера, внешнего зарядного устройства и зарядного генератора
- Проверка уровня электролита в АКБ, при необходимости долив дистиллированной воды до нормы (для обслуживаемых батарей)
- Проверка плотности электролита АКБ (для обслуживаемых батарей)
- Проверка уровня заряда АКБ (для необслуживаемых батарей)
- Проверка состояния и натяжения приводных ремней зарядного генератора и вентилятора, проверка шумности работы подшипников (при необходимости)
- Проверка функционирования отопления помещения ДГУ, освещения, вентиляции, приводов воздушных клапанов (при наличии)
- Проверка технического состояния и функционирования блока управления (при необходимости)
- Проверка электрических цепей силового генератора
- Проверка крепления соединительной муфты двигатель — генератор (при необходимости)
- Проверка состояния электрических соединений заземления ДГУ (при необходимости)
- Проверка эластичных опор дизель-генератора к раме
- Контрольный запуск ДГУ на холостом ходу 10-15 минут. Контроль работоспособности блока управления ДГУ
- Контроль ведения эксплуатационного журнала ДГУ, времени наработки ДГУ. Запись в эксплуатационном журнале ДГУ о проведении технического обслуживания.
- Полугодовое техническое обслуживание (ТО-1) электростанций, (ДГУ).
Выполняется один раз в 6 месяцев.
Перечень услуг при полугодовом техническом обслуживании (ТО-1 электростанций, (ДГУ):
- Проверка уровня масла в картере двигателя, при необходимости долив до нормы
- Проверка нагревателя охлаждающей жидкости и его термостата
- Проверка количества охлаждающей жидкости- при необходимости доливка до нормы
- Проверка плотности охлаждающей жидкости, работоспособности термостата и парового клапана двигателя
- Очистка поверхности радиатора (при необходимости)
- Визуальный осмотр воздушного фильтра, очистка корпуса и продувка фильтрующего элемента
- Проверка уровня топлива в топливном баке
- Слив отстоя из корпуса топливного фильтра-отстойника, деаэрация топливной системы
- Проверка состояния электропроводки, очистка от окислов клемм и разъёмов электрооборудования двигателя
- Проверка состояния и работы стартера, внешнего зарядного устройства и зарядного генератора
- Проверка уровня электролита в АКБ, при необходимости долив дистиллированной воды до нормы (для обслуживаемых батарей)
- Проверка плотности электролита АКБ (для обслуживаемых батарей)
- Проверка уровня заряда АКБ (для необслуживаемых батарей)
- Проверка датчиков: давления масла, температуры и уровня охлаждающей жидкости, уровня топлива в топливном баке, индуктивного датчика оборотов двигателя
- Проверка состояния и натяжения приводных ремней зарядного генератора и вентилятора, проверка шумности работы подшипников
- Проверка функционирования отопления помещения ДГУ, освещения, вентиляции, приводов воздушных клапанов (при наличии)
- Проверка вибрации силового генератора (при необходимости)
- Проверка технического состояния и функционирования блока управления (при необходимости)
- Проверка электрических цепей силового генератора
- Проверка крепления соединительной муфты двигатель — генератор (при необходимости)
- Проверка состояния электрических соединений заземления ДГУ (при необходимости)
- Проверка эластичных опор дизель-генератора к раме
- Контрольный запуск ДГУ на холостом ходу 10-15 минут. Контроль работоспособности блока управления ДГУ
- Контроль ведения эксплуатационного журнала ДГУ, времени наработки ДГУ. Запись в эксплуатационном журнале ДГУ о проведении технического обслуживания.
4)Годовое техническое обслуживание (ТО-2) электростанций, (ДГУ).
Выполняется один раз в год (при использовании ДГУ как резервный источник питания), либо каждые 250-500 моточасов (при использовании ДГУ как основной источник питания, либо иной интервал, рекомендованный производителем), в зависимости что наступит ранее.
Перечень услуг при годовом техническом обслуживании (ТО-2) электростанций, (ДГУ):
- Замена масла и масляных фильтров
- Проверка нагревателя охлаждающей жидкости и его термостата.
- Проверка количества и плотность охлаждающей жидкости- при необходимости доливка до нормы или замена.
- Очистка поверхности радиатора (при необходимости)
- Визуальный осмотр воздушного фильтра, очистка корпуса и продувка фильтрующего элемента.
- Проверка уровня топлива в топливном баке. Замена топлива производятся зависимо от изменении температуры окружающий среды.
- Слив отстоя из корпуса топливного фильтра-отстойника, деаэрация топливной системы при не обходимости замена фильтров.
- Проверка состояния электропроводки, очистка от окислов клемм и разъёмов электрооборудования двигателя
- Проверка состояния и работы стартера, внешнего зарядного устройства и зарядного генератора
- Проверка уровня электролита в АКБ, при необходимости долив дистиллированной воды до нормы (для обслуживаемых батарей)
- Проверка плотности электролита АКБ (для обслуживаемых батарей)
- Проверка уровня заряда АКБ (для необслуживаемых батарей)
- Проверка датчиков: давления масла, температуры и уровня охлаждающей жидкости, уровня топлива в топливном баке, индуктивного датчика оборотов двигателя
- Проверка состояния и натяжения приводных ремней зарядного генератора и вентилятора, проверка шумности работы подшипников
- Проверка герметичности впускного тракта
- Проверка герметичности выпускного тракта
- Проверка функционирования отопления помещения ДГУ, освещения, вентиляции, приводов воздушных клапанов (при наличии)
- Проверка вибрации силового генератора (при необходимости)
- Проверка технического состояния и функционирования блока управления (при необходимости)
- Проверка электрических цепей силового генератора
- Проверка крепления соединительной муфты двигатель — генератор (при необходимости)
- Проверка шумности работы опорного подшипника силового генератора (при необходимости)
- Проверка состояния электрических соединений заземления ДГУ (при необходимости)
- Проверка эластичных опор дизель-генератора к раме
- Контрольный запуск ДГУна холостом ходу 10-15 минут. Контроль работоспособности блока управления ДГУ
- Контроль ведения эксплуатационного журнала ДГУ, времени наработки ДГУ. Запись в эксплуатационном журнале ДГУ о проведении технического обслуживания.
- Двухгодовое техническое обслуживание (ТО-3) дизель-генераторов.
Выполняется один раз в два года (при использовании ДГУ как резервный источник питания), либо каждые 600-800 моточасов (при использовании ДГУ как основной источник питания, либо иной интервал, рекомендованный производителем), в зависимости что наступит ранее.
Перечень услуг при двухгодовом техническом обслуживании(ТО-3) электростанций, (ДГУ):
- Замена масла и масляных фильтров
- Проверка нагревателя охлаждающей жидкости и его термостата
- Проверка плотности охлаждающей жидкости, работоспособности термостата и парового клапана двигателя при не обходимости долив или замена жидкости.
- Очистка поверхности радиатора (при необходимости)
- Визуальный осмотр воздушного фильтра, очистка корпуса и продувка фильтрующего элемента
- Замена воздушного фильтра (при необходимости, в зависимости от условий эксплуатации)
- Проверка пропускной способности топливных фильтров тонкой очистки. При необходимости – замена
- Замена топливных фильтров тонкой очистки (при необходимости, в зависимости от условий эксплуатации)
- Проверка уровня топлива в топливном баке
- Слив отстоя из корпуса топливного фильтра-отстойника, деаэрация топливной системы
- Очистка сетчатого фильтра подкачивающего топливного насоса- (при необходимости)
- Проверка состояния форсунок, давления впрыска и герметичности (при необходимости)
- Проверка состояния и герметичности плунжерных пар и нагнетательных клапанов топливного насоса (при необходимости)
- Проверка состояния электропроводки, очистка от окислов клемм и разъёмов электрооборудования двигателя
- Проверка состояния и работы стартера, внешнего зарядного устройства и зарядного генератора
- Проверка уровня электролита в АКБ, при необходимости долив дистиллированной воды до нормы (для обслуживаемых батарей)
- Проверка плотности электролита АКБ (для обслуживаемых батарей)
- Проверка уровня заряда АКБ (для необслуживаемых батарей)
- Очистка корпуса АКБ и их борнов (клемм), нейтрализация электролита (при необходимости)
- Проверка датчиков: давления масла, температуры и уровня охлаждающей жидкости, уровня топлива в топливном баке, индуктивного датчика оборотов двигателя
- Проверка состояния и натяжения приводных ремней зарядного генератора и вентилятора, проверка шумности работы подшипников
- Внутренняя очистка турбокомпрессора (при необходимости)
- Проверка герметичности впускного тракта
- Проверка герметичности выпускного тракта
- Проверка функционирования отопления помещения ДГУ, освещения, вентиляции, приводов воздушных клапанов (при наличии)
- Проверка состояния клапанных пружин и клапанных зазоров (при необходимости их регулировка)
- Проверка вибрации силового генератора (при необходимости)
- Проверка технического состояния и функционирования блока управления (при необходимости)
- Общая очистка (мойка) силового генератора и двигателя (при необходимости)
- Проверка электрических цепей силового генератора
- Проверка крепления соединительной муфты двигатель — генератор (при необходимости)
- Проверка шумности работы опорного подшипника силового генератора (при необходимости)
- Замена электрического нагревателя системы подогрева ДГУ (при необходимости)
- Замена дюритового шланга подогревателя системы охлаждения двигателя (при необходимости)
- Проверка состояния электрических соединений заземления ДГУ (при необходимости)
- Замена АКБ (каждые 2 года — при необходимости)
- Замена резиновых шлангов (при необходимости)
- Проверка эластичных опор дизель-генератора к раме
- Контрольный запуск ДГУ на холостом ходу 10-15 минут. Контроль работоспособности блока управления ДГУ
- Контроль ведения эксплуатационного журнала ДГУ, времени наработки ДГУ. Запись в эксплуатационном журнале ДГУ о проведении технического обслуживания.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ И ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
1)Общие требования безопасности
- К работам по обслуживанию дизельных электрических станций (ДЭС) допускается только специально обученный персонал с группой по электробезопасности не ниже III.
- Работники, осуществляющие обслуживание ДЭС, обязаны соблюдать и выполнять установленные на предприятии правила внутреннего распорядка, утвержденные и согласованные установленным порядком графики дежурств, т.е. соблюдать время начала и конца работы, перерывы в течение рабочего дня для отдыха и приема пищи.
- Помещения, где расположены ДЭС, по степени опасности поражения людей электрическим током относятся к особо опасным, там характерны и могут присутствовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
а) Опасные уровни напряжения в электрических цепях, замыкание которых может произойти через тело человека;
б) Повышенный уровень шума на рабочем месте;
в)Наличие агрессивных жидкостей и легковоспламеняющихся жидкостей (электролиты,ГСМ).
г)Загазованность от выхлопа двигателя внутреннего сгорания;
д) Наличие вращающихся и движущихся частей механизмов и машин. - Работники, осуществляющие обслуживание ДЭС, обеспечиваются специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормативами и несут ответственность за правильное их применение, использование и сохранность.
- В помещении ДЭС должны быть вывешены на видном месте инструкция по эксплуатации оборудования, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
- В помещении ДЭС запрещается курить. На двери дизельной должны быть вывешены запрещающие знаки «Запрещается курить», «Запрещается пользоваться открытым огнем».
- Каждый работник должен изучить требования ПТМ и взрывобезопасности, соблюдать их и уметь применять имеющиеся в аппаратных средства первичного пожаротушения. Обслуживающий персонал должен знать устройство и работу тепломеханической части ДЭС, включая и аварийную систему предотвращения перелива топлива.
- Каждый работник должен знать о необходимости немедленного уведомления старшего о случаях травмирования работников, об авариях и неисправностях оборудования, приспособлений и т.п. чрезвычайных происшествиях и ситуациях, для чего помещение ДЭС должно иметь прямую телефонную связь с аппаратной.
- За нарушение требований инструкции по охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, административной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством.
- Требования безопасности перед началом работы
- Получить инструктаж у руководителя сервисной службы по проведению необходимых видов работ и условиям их проведения.
- Надеть спецодежду и другие установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.
- Проветрить помещение ДЭС.
- Проверить наличие средств индивидуальной защиты.
- Приготовить к работе необходимый инструмент и приборы.
- Дополнительно проверить и подготовить к использованию средства пожаротушения.
- Убрать приборы и инструменты, не используемые при выполнении данной работы.
- Требования безопасности во время работы
- Лица, не имеющие отношения к эксплуатации оборудования ДЭС, не должны находиться в помещении ДЭС или могут допускаться в сопровождении лица, назначенного руководителем сервисной службы.
- При остановке ДЭС для осмотра, чистки и ремонта должны быть приняты меры против ошибочного пуска их в ход или непроизвольного их движения. Генератор, соединенный с двигателем сгорания, должен быть полностью отключен от всех возможных посторонних напряжений.
- При осмотре и ремонте двигателей особое внимание должно быть обращено на правильность затяжки и крепления гаек шатунных болтов и правильность закрепления коленчатого вала. Гайки шатунных болтов должны затягиваться равномерно, без перекосов. Насаживать на ключ трубы или применять кувалды для ударов по гаечному ключу запрещается. После затяжки гайки шатунных болтов должны зашплинтовываться. Состояние поршней, клапанов и сальников двигателя должно быть таким, чтобы исключалась возможность проникновения газа в помещение.
- Подъем тяжеловесного оборудования должен осуществляться постоянным или временным подъемным устройством.
- Наполнение вручную горючим расходного бака ДЭС должно производиться при дневном освещении или при применении ламп безопасной конструкции перед началом работы двигателя или после его остановки и остывания. Заливка горючего в бак работающего двигателя запрещается.
- Пролившиеся на пол горюче — смазочные материалы следует немедленно вытирать. Обтирочные материалы должны храниться в закрытых металлических ящиках, установленных вдали от двигателей, генераторов, щитов и отопительных приборов. Не реже двух раз в месяц производить выемку обтирочных материалов независимо от их количества в ящик сбора отходов.
- Около генераторов, щитов автоматики должны быть проложены диэлектрические ковры. Площадь ковров должна быть такова, чтобы обслуживающий персонал при работе с оборудованием обязательно находился на ковре.
- Все траншеи трубопроводов, люки колодцев, кабельные каналы и т.п. в помещениях ДЭС должны быть постоянно закрыты предусмотренными перекрытиями из рифленого листового железа или железобетона на уровне с полом помещения.
- Все вращающиеся детали двигателей и вспомогательных механизмов должны быть закрыты предусмотренными ограждениями.
- Перед пуском ДЭС необходимо удостовериться в исправном ее состоянии, тщательно осмотреть двигатель, положение рукояток, переключателей, запорной арматуры и т.п., убрать все посторонние предметы, поставить на место все ограждения.
- При тяжелом запуске двигателя подогревать маслопроводную и топливопроводную системы паяльными лампами, факелами и т.п. запрещается.
- Обслуживание и ремонт электрических генераторов, электромоторов, щитов автоматики, коммутации и пусковых устройств осуществляется в зависимости от видов работ эксплуатационно — техническим персоналом .
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При возникновении неисправностей оборудования, инструмента, травмировании работник обязан, в зависимости от конкретного случая, прекратить производимые работы, поставить в известность руководителя о возникших неисправностях, принять меры к их устранению.
- В процессе работы дизельных установок характерной неисправностью является заедание рейки регулятора топливного насоса высокого давления (в одноплунжерном насосе — заедание серьги регулятора). При этом с увеличением оборотов дизельного двигателя увеличивается подача топлива, обороты растут, процесс принимает лавинообразный характер (дизель идет в разнос). Для экстренной остановки двигателя необходимо перекрыть поступление воздуха в цилиндры (простое перекрытие подачи топлива не дает должного результата, т.к. подпитка продолжается из фильтров и отстойника).
- При происшествии несчастного случая с товарищем по работе работник должен уметь оказать ему первую (доврачебную) помощь, вызвать при необходимости врача.
- При получении травмы — сообщить руководству, обратиться к врачу.
- Требования безопасности по окончании работы
- Привести рабочее место в порядок, проверить наличие и соответствие инструмента, материалов, средств защиты, оперативной документации и инструкций.
- Установки, приборы, инструменты и спецодежду отнести в места, отведенные для их хранения.
1) ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Использование некондиционных: масла, топлива, охлаждающей жидкости, смазок, сменных элементов и запчастей (спецификации указанных элементов см. Руководство Пользователя на дизель-генераторе)
- Перегрузка дизель-генератора по любой из фаз либо по всем трем фазам (Более номинал +10% для большинства моделей)
- Неравномерность нагрузки по фазам более 25% (Методика измерений токов и напряжений в соответствии с ГОСТ при нагружении 2-ух фаз на 100% и третьей на 75%)
- Работа дизель-генератора без предварительного заземления
- Работа под нагрузкой менее 20% в течение более 1 часа
- Работа двигателя на холостом ходу более 5 минут (дизель-генератора без нагрузки)
- Проведение сварочных работ на дизель-генераторе и контуре заземления без отсоединения автоматического регулятора напряжения
- Заправка дизель-генератора топливом при наличии вблизи источников искр и пламени
- Работа дизель-генератора в среде, содержащей горючие и взрывчатые вещества
- Проведение работ по инсталляции, пусконаладке, обслуживанию и ремонту персоналом не прошедшим соответствующей подготовки
- Изменение конструкции дизель-генератора и ее узлов и агрегатов
- Проворачивание вала двигателя за лопасти вентилятора
- Проведение работ на функционирующем дизель-генераторе
- Работа дизель-генератора без воздушного фильтра
- Чистка дизель-генератора составами под давлением
- Использование несоответствующих инструментов
- Заземление дизель-генератора через различные трубопроводы
- Несоблюдение полярности стартерной батареи при подключении
2) ТРЕБУЕТСЯ (КАТЕГОРИЧЕСКИ):
- Устройство системы вентиляции помещения дизель-генераторной (в соответствии с инструкцией по инсталляции) во избежание перегрева дизель-генератора
- Устройство системы обогрева помещения дизель-генераторной для дизель-генератора с автоматическим запуском (температура внутри не должна опускаться ниже +5°С)
- Устройство системы выпуска отработавших газов из помещения дизель-генераторной во избежание их накопления и отравления персонала
- Фиксация дизель-генератора на фундаменте
- Наблюдение за работой дизель-генератора по пульту управления
- Регулярная проверка уровня масла и охлаждающей жидкости
- Исключение самопроизвольного запуска дизель-генератора перед проведением любых работ посредством нажатия на кнопку аварийного останова или отсоединения кабелей стартерной батареи и ресивера пневмостартера
- Защита генератора переменного тока от попадания масла, топлива, охлаждающей жидкости
- Проведение подключения дизель-генератора в общую сеть (резервные дизель-генераторы) квалифицированным персоналом
- Соблюдение графика работ по техобслуживанию
- Хранение топлива в соответствии с действующими нормативами
- Обеспечение мер противопожарной безопасности
3) ГАРАНТИЯ:
- Гарантия производителя распространяется на случаи изготовления дизель-генератора, ее деталей и агрегатов из недоброкачественных материалов и/или нарушения технологии их изготовления и сборки.
- Гарантия не распространяется на случаи потери работоспособности дизель-генератора из-за естественного износа, неправильного или несвоевременного обслуживания, эксплуатации и ремонта (в т.ч. неквалифицированным персоналом), неисправности и повреждения узлов и деталей вследствие использования несоответствующих топлива, масла, охлаждающей жидкости и смазок, повреждений вследствие неправильной инсталляции дизель-генератора, применения несоответствующих спецификации узлов и деталей при обслуживании и ремонте.
4) ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:
Во избежание несчастных случаев соблюдайте данные правила.
- Не курите при заправке бака топливом.
- Вытирайте пролившееся топливо и храните в безопасном месте одежду, пропитанную топливом.
- Не заправляйте бак топливом на работающем двигателе.
- Не производите чистку, смазку и наладку работающего двигателя.
- Поблизости от дизель-генератора не должно находится посторонних.
- Не подходите близко к работающей установке в свободной одежде. Вращающиеся лопасти вентилятора неразличимы для глаза.
- Не запускайте двигатель, не установив защитные решетки.
- Во избежание ошпаривания не снимайте крышку радиатора на горячем двигателе, когда охлаждающая жидкость находится под давлением.
- Не прикасайтесь к горячим узлам установки, таким как выхлопная труба и не кладите на них горючие материалы.
- Не допускайте появления искр или источников огня вблизи батарей, поскольку электролитный газ легко воспламеним (главным образом, при заряде аккумуляторных батарей). Очень опасным веществом при контакте с кожей и особенно с глазами является кислота.
- При контакте топлива под высоким давлением (форсунки) с кожей немедленно обращайтесь к врачу
- Избегайте контактов дизельного топлива с кожей. Используйте защитные перчатки или крем для рук.
- Во избежание случайного запуска двигателя, перед выполнением ремонтных работ отсоедините аккумуляторные батареи или пневмостартер. Поместите на пульт управления табличку с надписью: “Не запускать, идут ремонтные работы!”.
- Для проворачивания коленчатого вала вручную применяйте только соответствующий метод. Не пытайтесь вращать коленчатый вал, используя вентилятор в качестве рычага. Это может привести к серьезным травмам и повреждению лопастей вентилятора.
- Перед отсоединением или снятием трубопроводов и штуцеров различных систем убедитесь в отсутствии избыточного давления. Не проверяйте рукой утечки систем под давлением. Жидкости под давлением могут причинить серьезные травмы.
- Антикоррозионные присадки являются токсичными веществами. Не допускайте попания глаза, а также длительных или повторяющихся контактов с кожей. Не допускайте попадания в желудочно-кишечный тракт. При попадании веществ на кожу, немедленно промойте водой с мылом. При попадании в глаза, сразу же промойте глаза обильной струей воды в течение 15-ти минут и немедленно обратитесь к врачу. Храните данные вещества в месте недоступном для детей.
- Не используйте бензин и другие легковоспламеняющиеся продукты для очистки деталей дизель-генератора. Используйте только соответствующие растворители.
- Электрические соединения должны выполняться в соответствии с Вашими местными действующими правилами и нормами
- Не используйте дефектные, плохо изолированные или временно соединенные кабели
- Не прикасайтесь к оголенным проводам или отсоединенным разъемам
- Не дотрагивайтесь до генератора мокрыми руками или ногами.
- Рассматривайте установку защитного автомата от утечек тока на землю как средство защиты от поражения электротоком если используется кабель длиннее, чем 1 метр.
- Двигатели:
- Не используйте такие вспомогательные средства для запуска, как пусковая аэрозоль. Контакт с нагревательным элементом может привести к взрыву во впускном коллекторе и к серьезным травмам.
- Масла являются токсичным и опасным веществом. Не допускайте попадания в желудочно-кишечный тракт. Избегайте длительных и повторяющихся контактов с кожей. Избегайте вдыхания масляных паров этих веществ.
- Гликоль (основа охлаждающей жидкости) является токсичным веществом. Не допускайте попадания в желудочно-кишечный тракт. Избегайте контакта с кожей и глазами.
- Масла для консервации. Их испарения опасны при попадании в дыхательные пути. Обеспечьте хорошую вентиляцию. При распылении такого масла используйте защитную маску. Не допускайте попадания горячего масла на кожу.
- Перед выполнением любых сервисных работ необходимо сбросить избыточное давление в системе смазки. Во избежание проливов масла не запускайте двигатель если открыта крышка маслоналивной горловины.
- В целях максимальной эффективности и увеличения срока службы дизель-генератора необходимо регулярно выполнять процедуры технического обслуживания. Сроки выполнения работ указаны в графике планово-профилактического тех. обслуживания и ремонта.
- При эксплуатации дизель-генератора в зоне с повышенным загрязнением воздуха или при других неблагоприятных условиях необходимо сократить интервалы времени между выполнением плановых операций по тех. обслуживанию.
- Необходимо поддерживать в чистоте внутренние системы двигателя. Это достигается путем регулярной замены фильтрующих элементов и смазочного масла.
- Генераторы
- При проведении технических уходов за генераторами передвижных электростанций выполняют следующие работы:
- Очищают корпус генератора и возбудителя от пыли и грязи сжатым воздухом или обтирочным материалом. Следы масла удаляют обтирочным материалом, смоченным в бензине или спиртом.
- Проверяют затяжку болтов и гаек крепления генератора к раме. Ослабленные болты и гайки подтягивают.
- Проверяют надежность заземления корпуса генератора и распределительного щита. Контакты со следами коррозии разбирают, зачищают до металлического блеска шлифовальной бумагой или напильником с мелкой насечкой, смазывают техническим вазелином, собирают и затягивают. Осмотром проверяют целость провода или шины заземления.
- Снимают крышки с окон для наблюдения и обслуживания щеточного механизма или блока выпрямителей. Механизм или блок обдувают сжатым воздухом.
- В зависимости от конструкции генератора (с возбудителями, с селеновыми, кремниевыми или механическими выпрямителями) проверяют: состояние траверс и отсутствие на их поверхности трещин и повреждений изоляции, состояние щеток и их прилегание к контактным кольцам или к коллектору. Рабочая поверхность щеток должна быть ровной и блестящей, щетки не должны иметь сколов и выкрашивания.
- Изношенные или поврежденные щетки заменяют новыми той же марки. Одновременное применение щеток разных марок недопустимо, так как из-за неодинаковой электропроводности и разного переходного сопротивления распределение тока между щетками будет неравномерным, коммутация генератора нарушится и он может выйти из строя.
- Если необходимо заменить щетки, а щетки марки, установленной на заводе, отсутствуют, то все щетки генератора заменяют новыми и обязательно одной марки. Проверяют состояние пружин щеточного механизма динамометром. Ослабленные пружины подтягивают, а поврежденные заменяют новыми.
- Проверяют состояние контактных соединений выводов генератора и возбудителя, а также состояние деталей коробки выводов.
- Внешним осмотром убеждаются в отсутствии сколов, трещин и следов подгорания на изоляционных панелях коробок выводов.
- Внимательно проверяют целость изоляции выводов генератора и. проводов, присоединенных к зажимам генератора и возбудителя. Места изоляции с трещинами, механическими повреждениями, отслоениями или обугливанием изолируют хлопчатобумажной или полихлорвиниловой изоляционной лентой.
- В зависимости от конструкции коробок ключами или отверткой проверяют состояние контактных соединений. Ослабленные контакты подтягивают, а окислившиеся, подгоревшие или потемневшие контакты разбирают, зачищают контактные поверхности до металлического блеска, собирают и затягивают.
- У генераторов с выпрямителями пошатыванием рукой проверяют нажатие контактных шайб и состояние крепления выпрямителей. Осматривают места пайки проводов к контактным выводам выпрямителей. При частичном или полном нарушении контакта его перепаивают. Паять провода, применяя кислоты, не разрешается.
- Осматривают коллектор, контактные кольца или разрезное кольцо механического выпрямителя. При загрязнении или потемнении их поверхности протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине. При необходимости поверхности полируют мелкой шлифовальной бумагой.
- У генераторов, проработавших более 500 — 600 ч с момента включения в работу, текущего ремонта или технического ухода, при которых менялась смазка, осмотром определяют состояние подшипников, предварительно сняв их крышки. При необходимости дополняют или сменяют смазку. Смена смазки в подшипниках генераторов аналогична смене смазки в подшипниках электродвигателей.
- У генераторов, имеющих подшипники скольжения, масло в подшипниках заменяют каждые 2 — 3 месяца. Для этого старое масло выпускают, промывают подшипник бензином с добавкой 10% масла и заливают новое.
- Убеждаются в отсутствии задевания вращающихся частей за неподвижные, проворачивая рукой или с помощью рычага якорь генератора.
- Проверяют состояние муфты соединения генератора с приводным двигателем. Особое внимание при этом обращают на соединительные элементы муфты.
- У передвижных электростанций малой и средней мощности (до 50 кВ-А) осмотром проверяют состояние резиновой соединительной пластины. У электростанций большей мощности проверяют состояние резиновых втулок на пальцах муфты Резиновая пластина и втулки не должны иметь повреждений и трещин.
- Если внешним осмотром нельзя определить состояние пластины или втулок, проверяют величину свободного хода полумуфты закрепленной на валу генератора, относительно полумуфты, закрепленной на валу двигателя.
- Для этого вал генератора медленно поворачивают рукой или рычагом до момента, когда пальцы полумуфты с резиновыми втулками соприкоснутся со стенками отверстий второй полумуфты. В этом положении на поверхность полумуфты по образующей линии наносят прямую линию карандашом или мелом.
- Затем вал генератора медленно поворачивают в противоположном направлении также до момента встречи пальцев со стенками полумуфты. Расстояние, которое образуется между нанесенными линиями, будет показывать величину свободного хода муфты и износ резиновой пластины или втулок.
- При больших износах пластину или кольца заменяют новыми.
- Если генератор соединен с приводным двигателем ременной или клиноременной передачей, проверяют натяжение ремней и при необходимости увеличивают их натяжение с помощью регулировочных болтов.
- Проверяют работу генератора на холостом ходу, для чего включают приводной двигатель и доводят его обороты до номинальных.
- При работе генератора не должны слышаться посторонние шумы и стуки.
- Примечание.После каждого внешнего короткого замыкания и срабатывания защиты внимательно осматривают генератор и проверяют по пунктам 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10.
- Автоматика ввода резерва
- АВР – это автоматика ввода резерва, которая представляет собой механизм коммутации нагрузки на резервный источник питания (дизель генератор). Происходит это в случае потери напряжения в основной электрической сети. Обратный перевод нагрузки с дизельной электростанции на основную сеть электропитания производится по сигналу восстановления в ней напряжения.
- Щит АВР работает в 2 режимах: автоматический/ручной. По умолчанию выставляется автоматический режим работы АВР.
- При наличии напряжения на вводе №1, питание осуществляется с Ввода №1, включен KM1.
- При пропадании напряжения на вводе №1 АВР формирует сигнал “сухой контакт НО” на запуск ДГУ (при этом генератор должен иметь функцию автозапуска). При выходе ДГУ на номинальные обороты и появлении нормального напряжения на вводе №2 происходит переключение на резервный ввод цепей управления. Для предотвращения подключения ввода № 2 к набирающему мощность ДГУ используется задержка времени, реализуемая при помощи реле времени.
- Отключается ввод №1(KM1) и включается ввод №2 (KM2).
- При появлении напряжения на вводе №1, питание автоматически переключится на ввод №1. ДГУ отключится.
- С помощью переключателя можно перевести на ручной режим работы. Управление запуском-отключением генератора осуществляется при помощи кнопок.
- Главным элементом блока управления АВР для ДЭС является реле напряжения/контроля фаз которое непрерывно контролирует параметры сетевого напряжения и выдает команды на переключение вводов
- Моторное масла.
1.Общие сведения масел.
а) Вязкость— свойство масла, связанное с внутренним трением между его слоями. Она уменьшается с ростом температуры объем масла и наоборот. Диапазон рабочих температур всесезонных моторных масел составляет от -35°С (холодный пуск зимой) до +15°-180°С (температура масла в поддоне картера двигателя летом при его работе с полной нагрузкой), что приводит к изменению вязкости в сотни раз. Если она будет слишком низкой при высоких температурах, прочность масляной пленки между трущимися поверхностями и давление в системе смазки будут недостаточными. Это приведет к увеличению износа пар трения. Чрезмерно высокая вязкость при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не прокрутит коленвал, будет невозможен пуск двигателя. Возможно также масляное «голодание» на первых минутах его работы из-за того, что масло не будет прокачиваться по системе смазки.
Температура масла в двигателе зависит от температуры окружающего воздуха и конструкции ДВС. Чем теплее на улице, тем больше оно нагрето, несмотря на то, что температура охлаждающей жидкости в двигателе поддерживается в определенных пределах.
В связи с вышеперечисленным масла разбиты на классы по вязкости (см. ниже), для каждого из которых рекомендуются определенные температурные диапазоны применения, несколько различающиеся для разных моделей двигателей.
б) Зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах. Они не обеспечивают надежного смазывания двигателя в летних условиях эксплуатации.
в) Летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
г) Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостными свойствами зимних, а при высоких — летних масел. Для достижения таких вязкостно-температурных
Для обеспечения долговечности и надежного пуска двигателя необходимо использовать масла, соответствующие по уровню эксплуатационных свойств его конструкции, а по вязкости — температурам окружающей среды.
- Охлаждающая жидкость.
- Общие сведенияохлаждающей жидкости
Защита системы охлаждения — очень важный аспект для нормальной и бесперебойной эксплуатации двигателей, особенно, если они работают в тяжелом режиме.
Современные двигатели становятся легче, компактнее и мощнее. Конструкторы стараются использовать нетрадиционные легкие металлы, такие как алюминий, пластмассы, а также уменьшить размеры узлов и агрегатов, в результате чего температура в зонах обмена возрастает. Поэтому к охлаждающим жидкостям предъявляются жесткие требования:
— снижение объема заливки;
— способность работать и противостоять коррозии при высоких температурах;
— хорошие теплоотводящие свойства;
— защита от замерзания;
— не подвержен образованию пены;
— высокая химическая термоокислительная стабильность в течение длительного времени эксплуатации двигателя;
— полная химическая нейтральность по отношению к металлическим деталям;
— высокая устойчивость к поглощению продуктов окисления (способность растворять образующуюся накипь);
— не разрушать материалы уплотнения;
— хорошие смазочные свойства;
— хорошая текучесть.
Длительные эксперименты и наблюдения показывают, что только правильно подобранные ингибиторы делают простую охлаждающую жидкость высококачественным средством защиты охлаждающей системы, которая продлевает срок службы деталей системы охлаждения и двигателя.
Самым важным фактором для длительного срока службы двигателя является защита от коррозии.
Охлаждающие жидкости должны обладать хорошей текучестью и не должны оставлять толстой пленки на деталях двигателя, которая снижает в десятки раз эффективность теплоотвода и увеличивает количество абразивных частиц в системе. Концентрат антифриза разбавляют водой в пропорции 50:50% для улучшения текучести. У концентрата антифриза высокая вязкость, поэтому его в систему охлаждения не заливают.
В настоящее время производители техники делят антифриз на три группы:
— основную;
— безнитритную;
— безсиликатную.
Основой антифриза всех групп является этиленгликоль.
Антифризы разных групп отличаются по составу и срокам действия присадок, обеспечивающих антикоррозийную защиту деталей системы охлаждения.
Химический состав каждой из групп специально разрабатывается с учетом типа конструкционных материалов системы охлаждения и степени форсированности двигателя.
Способность антифриза защищать от коррозии детали системы охлаждения, изготовленные из разных металлов, является важным свойством, определяющим продолжительность его использования. Однако, в процессе эксплуатации антифриза баланс присадок, входящих в него, нарушается. Это приводит к понижению защитных свойств жидкости. При этом на открытых металлических деталях внутри двигателя интенсивно развивается коррозия. Присадки выпадают в осадок, появляются гелеобразования, приводящие к закупориванию узких каналов системы охлаждения.
Своевременная замена и качественный антифриз влияют на надежность и повышают срок эксплуатации двигателя.
а. Что происходит с антифризом при низких температурах?
При очень низких температурах антифриз превращается в «кашицеобразную» рыхлую массу, которая после запуска двигателя быстро переходит в жидкую фазу и полностью восстанавливает свои первоначальные свойства.
б. Использование цвета охлаждающей жидкости.
Цвет служит исключительно для определения мест утечки жидкости, и не влияет на эксплуатационные свойства антифриза.
В процессе развития технологии изготовления охлаждающих жидкостей сложилась следующая тенденция:
— антифризы на основе этиленгликоля обладают стандартным (основным) набором эксплуатационных свойств, сине-зеленого цвета, антифризы на основе пропиленгликоля имеют желто-оранжевый цвет.
Рассчитаны на 2 года эксплуатации с использованием ингибиторных патронов с добавками. При использовании без ингибиторного патрона антифриз меняется 1 раз в год.
— антифризы безнитритной группы чаще всего бывают разных оттенков флюоресцентного зеленого цвета;
Рассчитаны на 3 года эксплуатации. Маркировка — G11.
Специально по заказу автопроизводителей могут быть окрашены в другой цвет, например в красный для корейского производителя DOOSAN.
— антифризы безсиликатной группы, разработанные специально для увеличения интервалов между обслуживанием, маркируются красителем ярко-красного или фиолетового цвета.
Рассчитаны на 4 года эксплуатации. Маркировка — G12.
В этом антифризе используется принципиально новая добавка – карбоксилатные ингибиторы коррозии. Он полностью химически нейтрален по отношению к металлическим деталям, обладает повышенной растворяющей способностью к образующейся накипи. Эти ингибиторы адсорбируются лишь там, где возникает очаг коррозии, причем толщина защитного слоя не превышает 0,1 Микрон. Для сравнения, силикатные ингибиторы образуют защитный слой 0,5 мм, снижающий в десятки раз эффективность теплоотвода, и в процессе разложения силикатов увеличивающий количество абразивных частиц в системе, что приводит к значительному механическому износу деталей системы охлаждения.
в. О совместимости антифризов.
Большинство антифризов на основе этиленгликоля или пропиленгликоля между собой совместимы, поэтому их смешивание допускается. Однако полученная смесь может иметь несколько другие качества. Высококачественные охлаждающие жидкости представляют собой хорошо сбалансированные продукты, часто с весьма сложным составом. Поскольку при смешивании антифризов состав изменяется химически, вместе с ним могут измениться и свойства антифриза, он перестанет выполнять свои функции частично или полностью. Поэтому, при первой возможности рекомендуется залить в систему охлаждения однородный антифриз.
Важно помнить, что антифризы безсиликатной группы G12 особо нежелательно смешивать с антифризами других групп.
ЗАПРЕЩЕНО!
Внимание! Охлаждающая жидкость на основе этиленгликоля опасна для здоровья при попадании внутрь. Длительное и частое соприкосновение с кожей может вызвать серьезные повреждения кожи. Имеет сладковатый вкус.
Пропиленгликоль – безопасная основа – не причиняет вред здоровью человека, быстро разлагается в природе.
Отработанную охлаждающую жидкость сдавать в специальный пункт приема.
Через каждые 3000 моточасов или 1 год эксплуатации, в зависимости от того, что наступит раньше, охлаждающую жидкость на основе этиленгликоля необходимо заменить. При наличии ингибиторного патрона, в котором находится таблетка с ратворимыми присадками, замену можно производить 1 раз в 2 года.
Для обеспечения нормальной работы система охлаждения должна периодически промываться с целью освобождения ее от отложений вредных химических веществ.